УникаЛьнаЯ (lenulja79) wrote,
УникаЛьнаЯ
lenulja79

«Tango del Norte», Сургутский музыкально-драматический театр

В понедельник (разумеется, благодаря moskva_lublu ) удалось побывать на «Tango del Norte», режиссера В. Матийченко. Спектакль показывают в Москве в рамках гастролей  Сургутского музыкально-драматического театра.
Если честно, я соблазнилась "пластическим спектаклем" и "танго", полагая, что увижу нечто танцевальное, яркое и красивое. Если повезет, то и с сюжетом, но это не главное. Увы, я ошиблась по всем статьям. Хотя... не по всем - сюжета, действительно, как такового не было. Была лишь концепция: "...ОНА - триедина. ОНА есть в прошлом. ОНА есть в настоящем. ОНА может быть в будущем? ОН... Простится с прошлым? Останется в настоящем? Или все-таки обретет будущее?" (цитата, из программки спектакля)
Но вот танцев как таковых не было - собственно танго случилось только в конце всего, а на протяжении спектакля (почти два часа в одном действии) нам по крохам выдавали отдельные элементы танца, тщательно запрятанные в какую-то возню и мельтешение на сцене. Яркости тоже не хватило - сцена без декораций, темная, костюмы тоже в тусклой темной гамме, да и силуэты... неэстетичные. Мужчины в трениках, носках и мешковатых свитерах, дамы в растянутых чулках, подвязанных белыми резинками из трусов. Собственно, мысль "Оставь надежду, всяк сюда входящий" (с) нам преподнесли сразу, решительно вытащив со сцены рояль, на котором в то время играл музыкант. С этого начался спектакь - нет света, нет любви, нет искусства, нет музыки, нет идеи. Чего ни хватишься - ничего нет...


Фото с сайта театра

Мне, честно говоря, не очень понятно, почему суровый северный колорит выражается через темное, некрасивое и немузыкальное даже (один скрип прошлого чего стоит!!! А нестройный  стук на протяжении долгих минут?...). Это концепция такая, очевидно. Но для меня лично эта постановка стала излишне концептуальной. Провести два часа, разгадывая, "что хотел сказать автор" - слишком неожиданно для пластического спектакля, на мой вкус.
Действие местами весьма затянутое - например, когда все стучат по полу кто во что горазд - нестройно, но настырно и долго. Когда долго и упорно скрипит Прошлое - о чем, почему?... Когда герои начинают переодеваться - мужчины снимают ботинки, носки... И все это не спеша. Очень много каких-то действий на сцене, не обусловленных ничем, по крайней мере, на первый взгляд.


Фото из группы театра в ВК

Кроме того, от пластического спектакля, да еще "про танго", ожидаешь работы классных танцоров. Ну, то есть когда танцы дают в драматическом театре, то ты ждешь либо превосходную драматическую составляющую, но "хромающие" танцы (и это понятно - актеры-то драматические, не профессиональные танцоры), или высококлассных танцев с "подвисающей" драмой (и ты думаешь, что выбирали из труппы актеров по способности к танцам, и это вполне оправдано). В Северном же танго, увы, нет впечатления, что танцы на пять с плюсом. Собственно, классно танцует только Кристина Кожина. У остальных превосходно со сцендвижением и общей физической подготовкой, но при этом довольно посредственно (насколько я вижу) с танцами. Не синхрон, не чистые движения - просто танцующие драматические актеры, ок (хотя театр-то музыкально-драматический...). Но тут дело усугубляется тем, что и играть-то актерам особо нечего - все ушло в концепцию, цельных образов нет, характеров как таковых нет, последовательного сюжета нет. "Эмоцию дают", и то весьма схематично - в рамках, заданных пластикой спектакля. Вот тут прямо таки жаль - видно, что актеры стараются, выкладываются... Вот героиня ходит и расталкивает остальных, мирно сидящих/стощих. Она зла, очень зла, злость аж брызжет и переливается через край. Но это абсолютно не поддерживается и не оправдывается контекстом. На фоне совершенно апатичных, безучастных людей на сцене - вообще необъяснимо. Вот Будущее, сжавшись в комочек, напевает какую-то светлую мелодию. Большинству на сцене все равно, кто-то подходит и зло обрывает это "светлое будущее". Вообще злобы и агрессии на сцене много, причем по большей части женской - мужчины совсем пассивны, если не сказать определеннее. Персонажи толкаются, дерутся, дергают друг друга, избивают (и ногами, ага), валяют по сцене. Я честный старательный зритель, но мне какой-то минимальной хотя бы подводки не хватило - что это, зачем, отчего? Нет, ну нафантазировать можно много, складно и даже пофилософствовать - но это и без спектакля можно, в общем-то, было бы желание. В театр-то мы идем за погружением в постановку, за сопереживанием, за пониманием чего-то о режиссере, или персонажах, или о жизни, за поиском чего-то в себе и за возможностью что-то новое или неожиданное обдумать, что-то узнать, что-то обсудить потом. И за удовольствием, конечно - и за удовольствием от этого процесса погружения/поиска/осмысления, и за чисто эстетическим удовольствием от наблюдения за происходящим на сцене. Здесь же...
Кстати, отдельное мое слово тем, кто ставил свет. Я понимаю, что сцена чужая и, возможно, все должно быть как-то по-другому. Но товарищи, когда вы выставляете свет, направленный на зал - проверяйте, как оно получается. Пожалуйста. Здесь прожекторы слепили настолько, что глазам было больно. Причем прием этот, с прожекторами, повторялся на протяжении спектакля регулярно - не успеешь зажмуриться и следующую минуту смотришь только "черные круги", и то сквозь слезы.

Впрочем, были и явно удачные моменты. Огромное человеческое спасибо за оркестрик - их музыка прямо таки спасала (жаль, что ее мало), и музыканты были нормально одеты (а кто-то из молодых людей даже улыбался!).
Потрясающие голоса у девушек! Вообще, хотелось, чтобы больше пели, ибо это прекрасно! а вот шипеть бы не нужно, на редкость неприятный звук.
Еще раз упомяну Кристину Кожину - Танец!
Очень разрядил обстановку чаплиновский "танец с булочками" - правда, северяне вместо булочек использовали огурцы из трехлитровых банок :)))
Интересное решение и выпустить актеров в зал - они сели и смотрели на сцену некоторое время вместе со зрителями.

Да, для нас играли:
Cудьба - Кристина Кожина
Он - Иван Любавин
Она (Прошлое) - Татьяна Балабанова
(Настоящее) - Александра Кехтер
(Будущее) - Ирина Громцева
Жители - Виталий Васин, Сергей Дороженко, Диана Катеруша, Дмитрий Кожин, Ксения Лахмистрова, Никита Люшненко, Евгений Ляшев, Таисия Слепцова, Юлия Тюкалова, Юлия Уткина
Музыканты - Леонид Гашев, Алексей Викулов, Ксения Викулова, Павел Литвинцев, Артем Макаров

Кстати, после Tango del Norte мне действительно хорошо думалось, но в ключе "что же это было?", а это немного не тот эффект, которого я ждала. Больше всего мне это все напомнило... Знаете, если бы "Всюду жизнь" ставил бы рьяный последователь Коляды, причем "пересолил" мхатовскими паузами и ради пущего эффекта убрал почти всю музыку из спектакля - вот такое у меня ощущение осталось. Примерно. Почему нестоличные режиссеры так склонны к "колядованию"? Из-за небольших бюжетов? Конечно, тренировочные, свитера и носки добыть куда проще, чем какие-то сложные, "костюмные" или национальные, или еще какие одежды. Из-за мыслей еще до создания постановки о том, как ее потом вывозить на гастроли? Тоже, пожалуй, оправдано - сколько мы знаем шикарных, но фактически невыездных постановок, или тех, что требуют колоссальных усилий для вывоза на гастроли и при этом весьма жесткие требования к принимающим сценам? Здесь же весь реквизит можно вести с собой (тазики и музыкальные инструменты - кроме пианино, пожалуй),  "спецэффекты" в виде высыпания пенопластового "снега" на головы друг другу  устраивают сами актеры, цветные фильтр в прожекторах тоже они сами меняют, переодеваются тоже сами, не привлекая костюмеров, - это определенно удобно... Или из-за невозможности отрешиться от девяностых, когда темнота, чернота и минимализм были новыми относительно и уж точно модными приемами? Так вроде уже давно не...


Фото из группы театра в ВК

Одним словом, спектакль сложно-концептуальный, за танцами на него идти не следует. Впрочем, за какой-то понятной историей тоже не стоит. Однако же в зале на поклонах были и крики "браво" и зрители, вручающие букеты актерам - то есть спектакль-то, не плохой. Просто "не для всех", видимо. Единственное, что я теперь знаю - что хотела бы посмотреть еще какую-нибудь постановку Сургутского музыкально-драматического театра. Причем в идеале, конечно, не гастрольную, "домашнюю". Заинтриговали.

Напоследок "наши" поклоны и спасибо moskva_lublu и лично pamsik за возможность получить новый опыт и познакомиться с еще одним театром!
IMG_20190415_205925_HDR
Tags: moskva_lublu, блогерский поход, отзыв, сургутский театр, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments