УникаЛьнаЯ (lenulja79) wrote,
УникаЛьнаЯ
lenulja79

Category:

"Мелкий бес", театр Виктюка

В воскресенье сбылась мечта идиота попали мы таки на "Мелкого беса". Я так долго ждала этого момента, что и прочесть роман успела, что оказалось весьма на руку...

IMG_20190512_182011

Постановки у Виктюка всегда, кажется, очень своеобразные, узнаваемые в смысле режиссерского почерка и глубокомысленные как матрешки: на первый взгляд всего-то яркая забава, а начнешь разбираться - там столько слоев, столько скрытых смыслов и зашифрованных посланий, что не оторваться. Так я к чему - "Мелкий бес" даже для виктюковского театра ого-го какой своеобразный. Собственно, это уже не первая редакция, первый раз Роман Григорьевич "Мелкого Беса" поставил еще в 1983 году, если не ошибаюсь... но те постановки я не видела, так что нынче было мое первое знакомство с прекрасным.

Вначале все было весьма многообещающе и узнаваемо: обои в оформлении сцены как весьма узнавамая тема произведения, которые, однако, создают образ некоего воздушного древнегреческого театра... театра Романа Виктюка. И велосипеды - в книге тоже присутствали, правда, не столь массово, но все же явно сценография "по мотивам романа".

IMG_20190512_185959

А вот дальше начался спектакль, одновременно захватив полностью внимание и обескуражив. Вообще у меня осталось твердое убеждение, что не прочитав произведение, понять ход сюжета тут нереально. Кажется, основные силы ушли на создание фона и атмосферы, и это удалось на славу. Вот эти весьма многофункциональные обои, совершенно адская невероятная музыкальная подборка, обалденно работающая "массовка", в которую, впрочем, входят практически все актеры кроме самых заглавных и из которой, как из пены морской, в нужный момент выплывают и Володин (Павел Новиков), и Рутилов (Иван Никульча), и другие - чтобы через несколько мгновений снова слиться с остальными в едином порыве. А что касается собственно произведения... Да, в программке не зря использована тема картины "КриК" Мунка - вспектакле кричат много и выразительно.


Фото из группы театра в ВК

"Крик" - не единственное обращение к великим полотнам. Массовка выходит в костюмах, позаимствованных у "Спортсменов" Малевича.


Фото из группы театра в ВК

Кажется, что после постановки фона режиссер просто наобум открывал роман и ставил страницу-две. Затем дальше, наугад - еще страницу. И так, в режиме азбуки Морзе, за два часа мы проскакиваем насквозь весь немаленький роман. Вот Передонов (Дмитрий Бозин) хочет жениться и перед ним четыре молодые девушки: Людмила (Анна Подсвирова), Дарья (Мария Матто), Валерия (Анна Могуева) и Марта (Светлана Гусенкова). А вот уже Ардальон Борисович беспокоится за обещанное ему место инспектора. И вот расстроен, что Варвара его (Екатерина Погорелова) - старая! А вот - жалуется невидимому директору гимназии на Пыльникова (Игорь Неведров), который наверное переодетая девчонка! А вот Грушина (Людмила Погорелова) соглашается писать подложное письмо. И так далее, далее - короткими, но яркими, пронзительными  вспышками перед нами предстает история Ардальона Борисовича Передонова. И Недотыкомка  - как же без нее! Вернее, "него" - здесь Недотыкомку (ожидаемо, впрочем) играет юноша  (Михаил Урянский). И недотыкомка серая у Виктюка вовсе не серая, зато достаточно странное, непонятное и неопределенное существо. Самое  главное - Недотыкомка даже и не сказать, чтобы страшная или отталкивающая, она всюду сопровождает Передонова и тот, кажется, вполне уже привык к присутствию этого непонятного, шепчущего, подсказывающего, дразнящего, подталкивающего его поминутно существа.


Фото из группы театра в ВК

Самое для меня необъяснимое и завораживающее - как в этом рваном повествовании удалось столь полно выразить образы героев. Да, сцены достаточно коротки и "без начала и конца", но в каждой из них все участники абсолютно "в роли", такая концентрация чувств, выразительности, такой накал, что и зрители поддаются этому очарованию, успевая испытать всю гамму чувств вместе с героями.
Совершенно, невыносимо прекрасен гимназист Пыльников. Как достаточно взрослому уже Игорю Неведрову удается так блестяще изображать юность, невинность и свет - непонятно, но удается. Линия Пыльников-Людмила проходит как луч света в темном царстве, спасая самого Пыльникова от враждебного ему, благодаря Передонову, мира, - и толкая одновременно прочь с пути благовоспитанного мальчика.
Да, и именно Пыльникову достается самый провокационный эпизод в спектакле - тут Виктюк превзошел сам себя, сцена получилась весьма шокирующая и жесткая, надо сказать, весьма. Хоть и соответствует первоисточнику всего лишь. Но читать - одно, а смотреть, знаете ли... Одним словом, 18+ здесь стопроцентные, просто имейте в виду.


Фото из группы театра в ВК

Самым неожиданным для меня сочетанием актера с ролью оказался, конечно, Дмитрий Бозин в роли Передонова. В книге Передонов омерзителен, гадок и злобен, так беспросветно слеплен из отрицательных качеств, что зацепиться совершенно не за что - ни обаяния, ни ума, ни красоты, ни-че-го-шеньки у бедного Передонова нет, как нет шанса ни на симпатию читателя, ни на жалость, ни на толику хотя бы понимания. Как в эту концепцию умудрились впихнуть великолепного, обаятельного и безумно харизматичного Бозина, мне неведомо. Но перевоплощение удалось - насколько это вообще возможно. Передонов был жалок, отвратителен, как таракан, ползающий за обоями, был пугающий как истинный сумасшедший...


Фото из группы театра в ВК

Кажется, все изменилось - пластика, тембр, манера речи, даже внешность. Бывает в математике доказательство "от противного",  а здесь, кажется, была игра "от противного", вся - на преодоление. Вот на самом деле, стоило это смотреть даже ради одного Передонова.

Однако же в нашем конкретном случае как раз Передонов/Бозин нечаянно здорово сбил (нам, по крайней мере) впечатление от спектакля в целом. Дмитрий уже некоторое (не одну неделю!) время назад получил травму, но выступать, кажется, не переставал. И в Мелком Бесе играл с полной отдачей, со всеми продиктованными ролью движениями, гимнастическими экзерсисами, прыжками и т.д. И в какой-то момент, весьма далекий от конца постановки, стало очевидно, что рана на ноге открылась. А Передонов со сцены не уходит и играет босиком... Я не знаю, каким образом ему удалось доиграть - блестяще, как всегда! - спектакль. В какой-то момент все же Ардальон Передонов оказался в сапогах (даже не знаю, стало ли легче в них Дмитрию, но зрителям - однозначно). Это я все к чему - мы имели честь наблюдать актерский подвиг. Однако результатом этого стало то, что мне лично безумно жаль Передонова... и я вовсе не уверена, что это продиктовано спектаклем, а не переносом на персонажа волнения за исполнителя. Теперь хоть еще раз иди и смотри - когда Дмитрий уж наверняка поправится, конечно.
Адская, все же, профессия - ни тебе больничных, ни тебе каких поблажек, перерывов, отгулов... Этот самоотверженный человек еще после спектакля вышел, по обыкновению, в буфет и общался со зрителями нет чтоб послать всех и эвакуироваться в травмпункт уже.

Вот тебе и "Мелкий Бес"...

Ну и "наши" поклоны:
IMG_20190512_205217

И главные герои крупнее:
IMG_20190512_205232
Tags: отзыв, театр, театр Виктюка
Subscribe

Posts from This Journal “театр Виктюка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment