УникаЛьнаЯ (lenulja79) wrote,
УникаЛьнаЯ
lenulja79

Categories:

"Идиот", театр им Моссовета

В моем любимом театре Моссовета есть масса спектаклей, котрых я не видела, увы. В основном это новые постановки, за последние года - ну, не успеваю я... И вот когда в 2017 году случилась премьера спектакля  "Идиот", я твердо решила, что это мне нужно! А вот добраться до него удалось только сейчас :)
В общем, посмотрели с коллегами в четверг "Идиота". Если коротко - всем понравилось :)

Постановка Ю, Еремена по пьесе его же - "по мотивам романа Достоевского". В целом же вполне по роману, однако естественным образом очень многое осталось за кадром - просто ввиду объема произведения-оригинала. Пропал целый сонм персонажей вместе со своими сюжетными линиями. Основных героев же лишили значительной части их историй, что, на мой вкус, слегка упростило образы. Но это я сравниваю спектакль с романом, а занятие это само по себе неблагодарное, конечно - весь объем запихнуть в трехчасовое действие никому не под силу. Так что у нас - "по мотивам".

Сразу о том, что понравилось - и  что нет.

Сценография.
Мне такое близко и, в общем, нравится. Черно-белое (вернее, даже черно-серое) решение цвета, с малыми вкраплениями красного. Свободная относительно сцена, статичная, декорации принципиально не меняются, есть наклонная часть сцены. Используется на заднике сцены открывающийся портал, в котором свет и "дым" - для сцены на вокзале особенно удачное решение. Оттуда князь Мышкин появляется, туда же и уходит...



Вертикальные, устремленные вверх колонны? перья?...



Как центр всего - висящий колокол, который в разные моменты исполняет совершенно разые роли - то звонок на вокзале, то звонок, извещающий о приходе гостей, то еще что... Символично.



Ну и вешалка в форме креста, да еще с фотографией Настасьи Филипповны на ней - очень заметна, так скажем.
Вообще очень много символов. И очень мало "классики" - если вы ждете красочного спектакля с классическими громоздкими декорациями, вам в Малый театр, ну или в МХАТ Горького, - здесь не так.

Однако же... Эта картинка мне хоть и нравится, но так напоминает другие спектакли, тот же "Царство отца и сына", что не может не смущать. Та же цветовая гамма, те же вертикальные колонны, наклон сцены, открывающийся на заднем плане светный портал... В целом по отмосфере "Идиот" и с "Баден-Баденом", и с "Р.Р.Р." перекликается. Но последнее хотя бы объяснимо, ибо и там и там Достоевский. А вообще можно было бы, кмк, не всегда копировать удачные решения в сценографии, но и что-то новое привносить.

Музыка Эдуарда Артемьева. Прекрасна, очень подходит к этой постановке, замечательно передает настроение и все такое.
И опять у меня одно "но" - зачем, зачем надо было брать целые темы из "Царства отца и сына"?! Да, они и тут к месту, но... Похожая картинка, на сцене та же Гусева, играет та же музыка... Меня лично просто "выбрасывало" из Достоевского и приходилось напоминать себе, что именно я смотрю - не ЦОС, нет.

Костюмы Виктории Севрюковой как всегда выше всяких похвал.
Свет замечательно поставлен, прекрасно вписывается в концепцию спектакля.
Звук на удивление хорош, кроме одного - когда актеры спиной к залу разговаривают, слышно плохо (особенно Рогожина, из-за тембра, что-ли). А мы ведь на 2 ряду были, что там слышали на балконе, не знаю...

Ну и по составу. Для нас играли:

Лев Николаевич Мышкин, князь - Дмитрий Подадаев
Настасья Филипповна Барашкова - Екатерина Гусева
Парфен Рогожин, купец - Захар Комлев
Иван Федорович Епанчин, генерал - Дмитрий Журавлев
Лизавета Прокофьевна Епанчина, его жена - Нэлли Пшенная
Александра, их дочь - Кристина Исайкина
Аглая, их дочь - Анастасия Пронина
Афанасий Иванович Тоцкий, богатый помещик - Геннадий Коротков
Гаврила Ардалионович Иволгин - Нил Кропалов
Нина Александровна, его мать - Татьяна Родионова
Варя, его сестра - Александра Кузенкина
Фердыщенко, жилец Иволгиных - Евгений Ратьков
Лебедев - Андрей Смирнов
Евгений Павлович Радомский - Сергей Зотов

Вообще спектакль будто специально ставили под Екатерину Гусеву - так она тут хороша. Настасья Филипповна, которая всегда слегка рисуется, слегка "в роли",  страдающая и куражащаяся одновременно - очень даже прекрасна здесь блистает Гусева.  Вот ее это. На мой взгляд только в сцене с матерью Гани она "недобрала", но это субъективно.



Очень я рада, что Аглаей нам досталась Анастасия Пронина. Замечательная Аглая, тонкая-звонкая-юная, хорошая девочка, хоть и бесенок :)

Совершенно чудесный Рогожин у нас был - Захар Комлев. Я первый раз вижу этого актера, кстати (ибо "Герой нашего времени не смотрела, а больше он, кажется, и не играет нигде). Он весь - одна болезненная страсть, очень понятно, почему князь так сразу же понял его: "женился бы, а чрез неделю, пожалуй, и зарезал бы ее." (с) Очень здорово передан типаж этакого сумрачного, одолеваемого одной страстью человека, который уже и контролировать себя толком не может, готовый на все ради предмета своей страсти, не думая ни на шаг вперед - ни что с ним самим будет, ни что он будет делать-то с этой Настасьей Филипповной... При этом Рогожин мучительно пытается сохранить свое "я", свою нормальность, думает, пытается даже себя остановить - но, конечно, из этого не выходит ничего. Для меня неожиданно эта история стала историей не столько князя, сколько Рогожина.



Чудесный Лебедев (Андрей Смирнов), хоть и настолько его персонаж получил обкорнанную историю, что и делать там особо нечего. Но все равно очень выразительный, узнаваемый Лебедев у нас был - суетливый,  подобострастный, заискивающий, всегда все про всех знающий и невзначай как бы организовывающий всякие ...ситуации :) Нелепый человек - то в бабсвой шали, то с вязанием, привносил толику юмора во все это.



Ганя (Нил Кропалов) очень хорош собой. Однако что же его герой на самом деле хочет, я так и не поняла. Нужна ли ему Настасья Филипповна, или он действует исключительно по приказу генерала, или из-за денег?...

Совершенно потрясающий Фердыщенко (Евгений Ратьков) - шикарный комический персонаж получился! :) Просто браво! Фото не нашла, а жаль, жаль.

Однако для меня оказался совершенно "не то" собственно князь Мышкин (Дмитрий Подадаев).
Во-первых, меня подвело то, что читая, я довольно хорошо представляю "картинку".
"...молодой человек, тоже лет двадцати шести или двадцати семи, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное, а теперь даже досиня иззябшее." (с)
И... тадам!

В общем, луноподобный лик моссоветовского князя для меня оказался  совершенно неузнаваемым, увы. Я понимаю, что это субъективно и бессмысленно - привязываться к внешности, но  для меня князь Мышкин весьма узнаваемый образ еще с школьных времен.
Во-вторых, поведение и повадки... У Достоевского князь Мышкин, будучи взрослым человеком,  сохранил мироощущение ребёнка. В моем представлении он и говорить, общаться  должен искренне и увлеченно, как ребенок скорее - не ощущая общественные "приличия" и интриги, но от души и согласно своему воспитанию. Здесь же мы видим человека слегка заискивающего, кажется, ищущего одобрения, и при этом его увлечение уж очень похоже на "болзненную страсть" - о чем бы книзя не говорил. Еще манера как-то зримо принижать себя, на полусогнутых... В общем, параллель между Мышкиным и Христом мне здесь не увиделась, больше упор на реально психически неполноценном человеке - а этого же не было, не было!
Возможно, это режиссер так решил, впрочем. Как бы то ни было, именно как актер Дмитрий очень хорош, на самом деле - вот то, что я увидела, я увидела полностью и ярко, так что если именно это и было задумано - то ура. К актерской игре у меня претензий никаких, только к образу персонажа.

В общем, теперь хочу посмотреть другой состав - где князя играет Антон Аносов. Интересно, у него князь в том же ключе получается или все же ближе к канону?

Как бы то ни было, спектакль очень достойный и я вполне рекомендую (особливо если вы не помните досконально другие постановки Еремена). Напоследок наши поклоны:

IMG_20190516_214612

Tags: отзыв, театр, театр моссовета
Subscribe

Posts from This Journal “театр моссовета” Tag

  • "Странник", театр им Моссовета

    Два дня назад я посмотрела " Странник" в моем любимом театре им Моссовета. Фото мое Кто бы знал как сложно писать отзыв, когда ты не…

  • "Герой нашего времени", театр Моссовета

    На этой неделе посмотрели с Ульяной " Герой нашего времени" в театре им Моссовета. Что могу сказать...Постановка очень академичная,…

  • "Игроки", театр Моссовета

    Не прошло и года с премьеры "Игроков", как я их таки посмотрела. Правда, в данном случае выбор был не мой - мы хотела в стописятый раз на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments