УникаЛьнаЯ (lenulja79) wrote,
УникаЛьнаЯ
lenulja79

Category:

"Мастер и Маргарита", театр Виктюка

На днях снова посетили театр Виктюка, смотрели "Мастера и Маргариту". Этот спектакль оставил сложное впечатление. Очарования с первого взгляда не случилось, но это интересная версия, очень интересная...
Надо начать с того, что это именно версия, не постановка романа. Инсценировка Романа Виктюка «Сны Ивана Бездомного» по мотивам романа Михаила Булгакова. И вот тут зрителям надо сразу скорректировать свои ожидания.

IMG_20190529_185444

Нас встречает каркас пирамиды, которую пронзает огромный крест и наваленные внутри пирамиды золотые и серебряные головы советских вождей. И только одна темная голова Сталина с бесстыдно высунутым языком стоит обращенная к залу вне пирамиды. Красные занавесы завершают композицию. На булгаковский роман нам указывает разве что крест... и сиротливо оставленная в углу сцены больничная каталка. Это не мир романа, это мир больного сознания Ивана Бездомного, мир, в котором лозунги и марши как-то увязываются с совершенно сказочными событиями, в которых присутствует сам Сатана - наравне с более-менее реальными доктором и соседом по палате. Одна история перетекает в другую, то и дело прерываясь на "речь рабочего такого-то завода на таком-то съезде...", бравурные песенки и всякие пролетарские активности.  Время от времени мы имеем возможность увидеть и услышать кусочки романа - но всегда чего-то не хватает. То герои не те, то место действия, то атмосфера...
Одним словом, для меня это не был спектакль "Мастер и Маргарита". Это отдельный совершенно, сложный, многоплановый, как всегда красивый и точно выверенный спектакль... но не тот. На мой взгляд, немного нечестно было делать эту постановку тезкой булгаковского романа, это сразу сбивает с толку зрителей, заставляет их, то есть нас, искать в происходящем на сцене следы романа, вылавливать его по строчкам, по жестам, по мельчайшим частицам и пытаться сравнить улов с романом (или своими востоминаниями о нем, когда-то прочитанном). И тут - беда, ибо нет в романе ни Сталина, ни ГУЛАГа, ни "Если завтра война, Если завтра в поход..." - ничего вот этого. А есть зато Воланд со своею свитой, есть варьете и нехорошая квартирка, Левий Матвей и Варрава, Массолит и Бал у Воланда, в конце концов, на котором нагая Маргарита... Здесь не так.

Для нас мграли:
Мастер, Пилат - Павел Новиков
Маргарита - Екатерина Карпушина
Воланд - Дмитрий Бозин
Иван Бездомный, Иешуа - Игорь Неведров
Гелла - Людмила Погорелова
Коровьев - Константин Авдеев
Азазелло - Иван Никульча
Бегемот - Михаил Руденко
Берлиоз - Олег Исаев
Стравинский - Прохор Третьяков
Сотрудники КГБ - Константин Авдеев, Юрий Пономаренко, Павел Новиков, Александр Семенов

Пара Мастер и Маргарита хороши, хотя и несколько неожиданны.


Фото из группы театра в ВК

Очень... взрослая Маргарита зато понятно, почему на балу не нагая. В принципе, у меня к этой паре все - ни восторга, ни недовольства не вызвали, оба на своем месте, оба не конфликтуют с общим действием.

Воланд. Тут этот товарищ прекрасен сам по себе, как герой именно этой постановки.

Фото из группы театра в ВК

Но для меня именно булгаковского Воланда,  не случилось. Все же Воланд -  повелитель сил Тьмы, а здесь он, проникнув в сны бедного поэта, ведет себя как демон-наваждение, всюду сопровождая Ивана, перетекая с каталки под стол, скользя по сцене... Даже управляет он своими героями-марионетками как-то очень уж обычно, просто нашептывая или взмахивая руками. Нет. я понимаю, что Воланд не столько Тьма и злодей, сколько надзиратель за злом и сложно сказать, какая его часть преобладает - темная или все жне светлая. Не зря же он начинает со слов "Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо" (с) Но тут Воланд уж слишком хорош, слишком обаятелен и слишком одинок - даже свиты ему не выдали. Так и хочется вспомнить "Я один в мире" (с), да герой не тот...
Но отдельное спасибо Воланду за бережное отношение к воображаемому кирпичу и за черный платочек :)

Но возвращаясь к спектаклю - свиты у Воланда здесь фактически не было. То есть они все присутствовали - Гелла, Коровьев, Азазелло, Бегемот, однако в свиту упорно не собирались, задорно участвуя в номерах с массовкой и сольных. В этой связи очень неожиданно было слышать из уст Азазелло "Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный." (с) в то время как нам не дали возможности увидеть, обаятелен ли Бегемот или нет. С одной стороны, такое видение свиты прекрасно объясняет отсутствие многих частей романа, в которых Воланду без свиты никак нельзя. С другой - это здорово упрощает самого Воланда и ведет к потере именно тех Геллы, Коровьева, Бегемота и Азазелло, которыми они были задуманы. Яркими персонажами остались Гелла (хоть и не особенно близко к первоначальному образу, кмк) и Азазелло. На роль последнего, того. кто должен был обладать "невиданно мерзкой физиономией" ставить Ивана Никульчу, - это, конечно, оригинальное решение :) Не, в театре некрасивых-то и нет, но Иван даже на общем фоне как-то выделяется, особенно хорош. И тут - Азазелло...


Фото из группы театра в ВК

Ну и бал, да... Бал сжался до неприличия, до нескольких секунд буквально толкотни огромных голов вождей внутри пирамиды.


Фото из группы театра в ВК

Хорош был Иван Бездомный (Игорь Неведров). Не каконический образ, но достаточно близок. Вот очень хороший.


Фото из группы театра в ВК

Как я не пытаюсь писать о спектакле, все равно скатываюсь в сравнение его с романом, что, в общем, неверно и даже как-то нечестно. Постановка получилась цельная, сильная, красивая, сложная, отсылающая нас к роману Булгакова. Но, на мой взгляд, надо это с самого начала смотреть просто как еще один спектакль театра Романа Виктюка, а не как инсценировку "Мастера и Маргариты". Тогда все у нас будет хорошо :)

Напоследок - поклоны (на которые вышел сам Роман Виктюк):
IMG_20190529_210312
Tags: МиМ, отзыв, театр, театр Виктюка
Subscribe

Posts from This Journal “театр Виктюка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments