УникаЛьнаЯ (lenulja79) wrote,
УникаЛьнаЯ
lenulja79

Category:

«Иисус Христос— суперзвезда» в постановке Санкт-Петербургского театра «Рок-опера»



Вчера удалось побывать на спектакле "Иисус Христос - суперзвезда" Санкт-Петербургского театра "Рок-опера".
Эту историю я давно и нежно люблю, множество раз смотрела постановку театра Моссовета, когда-то давно - постановку театра Стаса Намина и, конечно, фильм тоже почти наизусть. Так что познакомиться с еще одной версией рок-оперы, да еще премьера которой случилась пусть несколькими месяцами, но раньше моссоветовской, - это ну очень, очень интересно. Отзывы я заранее намеренно старалась не читать.

Итак... Конечно, с точки зрения вокала, музыки (Уэббер же), постановки света спектакль превосходен. Однако что-то мне подсказывает, что хвалят его много, так что я позволю себе не только хвалить, но и обозначить то, что у меня лично вызвало вопросы.
Ну, про загадочное несовпадение названия рок-оперы с именем персонажа, наверное, все уже знают. но все равно забавно, когда в "Иисус Христос - суперзвезда" нет ни Иисуса, ни Христа, ни суперзвезды - есть Джудас, Крайст и суперстар. Ну и остальные герои тоже зовутся на английский манер. Хотя, если я правильно расслышала, Петра и Иоанна чаша сия миновала, они остались при своих именах. В чем тут идея создателей я не поняла, но слышать такое неожиданно, надо сказать.
Еще этот спектакль очень оригинально (и весьма практично!) решен: здесь обходятся без декораций (лишь один пандус), без реквизита (есть чаша и два копья),  без Савла и даже без Симона Зилота. Неожиданно, когда именно этот спектакль обходится и без креста, и без веревки... Практически все оформление спектакля создается светом. Вот что здесь абсолютно, совершенно прекрасно - так это работа художника по свету (Андрей Лукашов по программке) и всех световиков. В любой момент спектакля можно /было бы/ делать фото и они были бы идеальны! Особое спасибо за свет на поклонах - практически первый раз у меня все фотографии поклонов, сделанные на телефон, удались! :)

IMG_20200125_161303
Фото мое

Очень интересно, что наиболее продуманные и полные костюмы - не у главных героев. Кайафа, Анна и Пилат здесь самые "одетые". Ну, еще Ирод - не так богато одет, как первосвященники, но все же узнаваем. Джизус и Джудас вместе с Мэри при этом никак особо из толпы не выделяются. Более того - из этой довольно таки однородной толпы по ходу истории выделяются те, кто нужен по сюжету: стражники, Петр, жрецы и фарисеи. Интересно все же, что в этой версии персонаж Симон Зилот слит с Петром, в программке же только Петр - хотя поет за двоих. С одной стороны, такое решение понятно: богачи одеты, толпа - в лохмотьях. Но с другой это несколько мешает воспринимать происходящее да и угадывать героев, чего уж. Хорошо тем, кто знает всю историю и тексты наизусть, а кто нет?

Интересно, что мое восприятие текста арий на слух совершенно не совпадает с описанием на сайте театра: "несмотря на абсолютную эквиритмичность и, большей частью, полное совпадение русского и оригинального текстов, многие обороты в нём взяты из Евангелия почти дословно!" (с) Возможно, многие обороты и взяты из Евангелия, но слышится это как отсутствие рифмы и несовпадение с ритмом очень часто. По части совпадения смыслового с оригинальным текстом ничего не скажу, но мне милее, конечно, перевод более... поэтически-художественный, нежели чем дословный. Впрочем, возможно, что меня (как и мою спутницу) подводит знание других вариантов либретто - и русского, и оригинального. Когда в голове звучат одни слова, а поют совсем другие - ну, вы понимаете :)

Ну и, наконец, собственно к истории. Она сокращена и по сравнению с оригинальной версией (если подразумевать фильм), и по сравнению с моссоветовской версией. Самое неожиданное, конечно, это отсутствие заключительной арии "Сверхзвезда". Зал вообще, кажется, не понял, что уже конец спектакля! Кроме тех, конечно, кто этот спектакль знает уже  (а таких в зале было немало, как мне показалось). Окончание истории не совсем понятно - то ли Джизус, облачившийся в белые одежды, вознесся, то ли воскрес, то ли что. Джудасу тоже никаких шансов не дали как-то проявиться после самоубийства. Вообще в этой версии, на мой взгляд, весьма упрощены все персонажи. Что там они себе думают, почему поступают так или иначе, почему _не_ поступают - не вполне понятно. Как Джизус относился к Мэри, как Джудас к Джизусу и наоборот, о чем сожалел Джудас, чего желал? То, что Джизус понимает, что путь его предопределен и вместе с тем страшно боится предстоящего - это понятно и видно. Но это, практически, всё. Очевидно, что в два часа (и это время вместе с антрактом!) и с концепцией отсутствия части персонажей (и которые есть, существуют фактически как часть толпы) больше в спектакль и не впихнешь, но  все равно ждешь большего. Или, скорее, привычного, ибо питерская версия рок-оперы своей схематичностью скорее отсылает нас к евангельским историям, нежели чем к американскому фильму (хотя пластикой определенно к фильму).

Конечно, не надо забывать, что постановке уже тридцать лет и для 1990 года это было, наверное, очень ново, смело и необычно: и отсутствие декораций, и такое решение с составом. Кстати, здесь все актеры, кажется, взаимозаменяемы, и один человек может играть в разных показах как Джизуса, так и Джудаса, Петра или Ирода. Или вот, например, как вам сочетание вариантов ролей Джудаса, Пилата, Кайафы, Анны и Ирода для одного исполнителя? Так что кто именно кого будет играть в каждом конкретном спектакле - та еще лотерея для зрителей :)

Для нас в 14:00 25 января играли:
Джизус Крайст - Александр Казьмин
Джудас - Вячеслав Ногин
Мэри - Анна Позднякова
Пилат - Вячеслав Штыпс
Кайафа - Роман Никитин
Анна - Александр Кавин
Петр - Ярослав Баярунас
Ирод - Вадим Рябушкин

Джизус прекрасен внешне и вокально. Жаль только, что хорошо его было слышно только в сольных ариях. Мы грешим на звуковиков, потому что когда пел хор, то заглушал все и вся, и это явно неправильно. А голос ведь хорош, и именно для рока. Увы, не нашла фото Александра в этой роли - у него была премьера :)

Всегда хорошо слышно было Джудаса и Пилата. Вот уж оба хороши, и сказать нечего больше.
Screenshot_2020-01-26-21-47-20-048_com.instagram.android Screenshot_2020-01-26-21-47-06-645_com.instagram.android
Фото из инстаграм театра

Совершенно поразили нас пара Кайафа и Анна! Шикарные голоса! Какой бас у Кайафы! Да и внешне внушителен :)
111
Фото из инстаграм театра

Ирод удался тоже, зажигательно :)
Screenshot_2020-01-26-21-47-13-506_com.instagram.android
Фото из инстаграм театра

Мэри - очень красивый голос.
Screenshot_2020-01-26-21-47-16-768_com.instagram.android
Фото из инстаграм театра

Петр оказался достаточно ярким персонажем, во многом, подозреваю, благодаря исполнению Ярослава Баярунаса. Интересно было бы посмотреть Ярослава в роли Джизуса или Джудаса, но увы.
Screenshot_2020-01-26-21-47-22-787_com.instagram.android
Фото из инстаграм театра

В заключение хочется сказать о... сопровождении спектакля, которое не всегда бывает так хорошо, как здесь. Во-первых, есть программки с заботливо отмеченным составом. Во-вторых, в качестве сувениров продавали совершенно замечательные авторские открытки по спектаклю! Мы не удержались и парочку прикупили :)

XTHcZbNIQLA
Фото из инстаграм театра

Напоследок спасибо огромное за приглашение moscultura (Москультура) и лично  tushinetc!
Tags: moscultura, ИХС, МосКультУра, блогерский поход, отзывы, театр, театр рок-опера
Subscribe

Posts from This Journal “ИХС” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

Posts from This Journal “ИХС” Tag