Уже почти неделю назад посетили с Ульяной выставку Фалька в Новой Третьяковке. Я-то темнота, толком про Фалька и не знала ничего, кроме по анекдотам известной "голой Вальки", а вот дочь, естественно, знала побольше. Впрочем, перед посещением мы еще раз почитали немного про художника, ибо аудиогиды я лично не очень люблю. Интереснее ходить, смотреть. а потом уже спокойно дома читать и разбираться... Но это лирическое отступление :)
Итак, Фальк, Роберт Рафаилович.
Итак, Фальк, Роберт Рафаилович.
Родился в 1886, с 1904 (то есть с 18 лет) учился изобразительному искусству, в 1910 уже стал одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет». Общество само по себе интересное, про него бы отдельно почитать, конечно. Художники «Бубнового валета» отрицали традиции и академизма, и реализма XIX века. По словам искусствоведа Ирины Вакар, всю стилевую эволюцию «Бубнового валета» на протяжении 1910-х годов можно описать буквально в двух словах: от «примитивизма» к «сезаннизму». Ну и выставка, устроенная этими товарищами в 1910, интересна... Но сейчас не о них. В 1916 Фальк вышел из общества "Бубновый валет", а с 1918 по 1928 годы преподавал в Вхутемасе (ГСХМ, Вхутеине). Дальше аж до 1937 года жил и работал в Париже. Потом вернулся и жил в Доме Перцовой (а я и не знала, что это - дом Перцовой! Хоть всегда им любовалась):

Фото из Википедии
В 1939 году состоялась персональная выставка художника в Доме литераторов. А уже во время проработочных кампаний 1940-х гг. подвергался критике как «формалист». Это фактически означало полную изоляцию от творческого сообщества. У Фалька не было заработка: существовал негласный запрет давать ему любую работу, включая эскизы театральных декораций и костюмов.
В августе 1941-го художник с женой уехали в эвакуацию (до 1943) — сначала в Башкирию, а затем в Самарканд. В Узбекистане Фальк преподавал в художественном училище, писал среднеазиатские пейзажи.
Кстати, о женах: Фальк был женат 4 раза. Дольше всех был четвертый брак, с Ангелиной Васильевной Щекин-Кротовой. С ней художник и уехал в эвакуацию.
В 1958 году, за несколько месяцев до смерти Роберта Фалька, прошла его небольшая персональная выставка.
Стараниями вдовы с 1960-х годов работы почти забытого мастера начали показывать в разных городах страны. На выставке, посвященной 30-летию Московского Союза художников Хрущев и устроил разнос по поводу картины "Обнаженная", дав повод для появления анекдотов про "Голую Вальку".

Фото из Википедии
В 1939 году состоялась персональная выставка художника в Доме литераторов. А уже во время проработочных кампаний 1940-х гг. подвергался критике как «формалист». Это фактически означало полную изоляцию от творческого сообщества. У Фалька не было заработка: существовал негласный запрет давать ему любую работу, включая эскизы театральных декораций и костюмов.
В августе 1941-го художник с женой уехали в эвакуацию (до 1943) — сначала в Башкирию, а затем в Самарканд. В Узбекистане Фальк преподавал в художественном училище, писал среднеазиатские пейзажи.
Кстати, о женах: Фальк был женат 4 раза. Дольше всех был четвертый брак, с Ангелиной Васильевной Щекин-Кротовой. С ней художник и уехал в эвакуацию.
В 1958 году, за несколько месяцев до смерти Роберта Фалька, прошла его небольшая персональная выставка.
Стараниями вдовы с 1960-х годов работы почти забытого мастера начали показывать в разных городах страны. На выставке, посвященной 30-летию Московского Союза художников Хрущев и устроил разнос по поводу картины "Обнаженная", дав повод для появления анекдотов про "Голую Вальку".
Именно с этого и начинается выставка: первое, что мы видим - знаменитую "Обнаженную".

А обернувшись, можно посмотреть трансляция кинохроники речи Хрущева с расшифровкой стенограммы речи:

На этом заигрывания с публикой и заканчиваются, дальше все очень традиционно: на стенах минимум необходимой информации, экспозиция разделена на определенные этапы - все очень комфортно и удобно для восприятия.

Покажу лишь некоторые картины. Сразу предупреждаю - выбраны бессистемно, просто то, что мне чем-то особенно глянулось.

Портрет Ангелины Щекин-Кротовой (1945)

Три дерева. Набережная Суны (1936)

Портрет Ольги Северцевой (1950)

Загорск. Солнечный день. (1955)

Фикус. (1956)

Дама в красном. (1918)
Как мне нравятся его натюрморты!




Портрет Ангелины Щекин-Кротовой (1945)

Три дерева. Набережная Суны (1936)

Портрет Ольги Северцевой (1950)

Загорск. Солнечный день. (1955)

Фикус. (1956)

Дама в красном. (1918)
Как мне нравятся его натюрморты!



В общем, я очень рада знакомству с творчеством Фалька. Выставка понравилась чрезвычайно, думаю. может еще раз дойду, благо, она аж до 23 мая 2021.Мы еще купили выпуск журнала «Третьяковская галерея» #4 2020 (69), посвященный Фальку. Ибо книги стоили уж совсем как-то невообразимо, на мой вкус. Зато в журнале достаточно информации, вот изучу и можно повторно идти, уже точно со знанием материала.