УникаЛьнаЯ (lenulja79) wrote,
УникаЛьнаЯ
lenulja79

Categories:

"Мандельштам", театр Романа Виктюка

Вчера была такая неприятная погода, что я очень порадовалась приобретенным заранее билетам - иначе бы вообще из дома не вышли и выходной был бы потерян, растворился бы без следа. Но мы успели "обилетиться" уже после Питера: я давно хотела посмотреть "Мандельштам", да все руки не доходили, Ульяна загорелась, увидев имя автора пьесы: Дон Нигро, а театр очень вовремя прислал рассылку с промокодами на скидки - ну и что было делать? Конечно, идти :)
И вот, промокшие несмотря на зонт, мы таки внутри Дома Света.

IMG-20210508-WA0004

Надо сказать, что прочесть пьесу я не успела (начала, но, каюсь, не была достаточно упорна и отвлеклась на бытовое), знатоками творчества и судьбы Мандельштама мы тоже не являемся (ну, не более, чем любой среднестатистический россиянин знает: поэт Серебряного века, был роман с Мариной Цветаевой, женат был, однако, не на ней, был репрессирован за одно из стихотворений, умер в ссылке, - вот, пожалуй, и все. Ну, и несколько стихотворений "на слуху", пожалуй), так что смотрелось почти как "с чистого листа".

Макет сцены этого спектакля мы неоднократно видели - он, наряду с другими, выставлен в фойе театра. Но "в натуральную величину" это, конечно, очень внушительно, тревожно и давяще выглядит.

IMG-20210508-WA0000
Фото мое

На сцене разбросаны фотографии репрессированных: самого Мандельштама, его жены, Гумилева и других. Фотографии на металлических (?) щитах и они сыграют важную роль в спектакле и в качестве звукового оформления (когда их роняют, это очень громко!) и для обозначения позиций героев. Например, Сталин всегда идет, смело ступая, невзирая на то, что топчет лица на фотографиях. Мандельштам и Надежда всегда обходят, перепрыгивают, лавируют между щитами. А Пастернак действует по обстоятельствам - то идет напролом, то аккуратно переступает через щиты. Кстати, я упомянула о громкости звука падения щитов - но когда Сталин, подняв один щит, осторожно и бесшумно кладет его на место, это не менее пронзительно, чем грохот. Под потолком - беспомощные, голые бесхребетные куклы, которых какой-то недобрый кукловод подвесил ждать своей участи. И все это - на фоне изображения распятого Христа (?) - стронное изображение, без креста, но с объемной проволочной головой, безмолвно взирает на все происходящее. В целом же сцена обнажена так, как еще ни в одном спектакле не была, кажется. И кирпичные стены вкупе со всей сценической машинерией оказываются сами частью декораций, создающих атмосферу холода, тревоги, неуюта. Само сочетание кирпичного и черного цветов уже тревожно...

Казалось бы немного странно выбрать пьесу про такого нашего Мандельштама - американского автора Дона Нигро. Но на самом деле выбор, как всегда у Романа Григорьевича, идеален.  Дон Нигро - автор более 450 пьес, приличная доля которых посвящена российской истории, нашим поэтам и писателям. Сам автор во многом последователь русского психологического театра... так что его Мандельштам - это именно наш Мандельштам, без клюквенного привкуса или чужого непонимания. Конечно, в пьесе затронут самый трагический отрезок жизни поэта, фактически, одна линия - невозможность сосуществовать  с диктатором, требующим стихи "на заданную тему". Остальной поэзии нет как нет - есть только личность самого поэта, его судьба, то роковое стихотворение, несколько близких людей и, конечно, Сталин.

Для нас играли:
Мандельштам - Игорь Неведров
Надежда Мандельштам - Екатерина Карпушина
Сталин - Дмитрий Жойдик
Пастернак - Прохор Третьяков
Жена Пастернака - Людмила Погорелова
Игорь Неведров в роли Мандельштама невероятен. Поэт до мозга костей, с голосами в голове, такой трогательный - и резкий, гениальный - и упрямый, как ребенок, который действует не "для чего-то", а "потому что". Практически в отсутствие декораций все чувства, вся глубина образа героя передается голосом, пластикой, мимикой, интонациями... И передается на 100%! Этому Осипу веришь, понимаешь его, переживаешь за него... Отдельно не могу не восхититься Неведровым - такое владение телом и голосом, это что-то невозможное!

Жена его Надежда (Екатерина Карпушина) и выглядит, и действует скорее как мать: обихаживает, поддерживает, подсказывает, пытается защитить своего Осипа, оберегает его всеми силами. Сама весьма резко высказывающаяся о власти среди друзей, она как раз очень даже готова идти на компромиссы и кажется в ужасе временами от того, что Осип на самом деле не может играть сразу на два поля! И Надежда, и Борис Пастернак безуспешно пытаются подвести Осипа к мысли о написании хоть каких-то стихотворений, "полезных стране", - и о ненаписании каких-то других. Но увы, все безнадежно - Мандельштам записывает то, что звучит у него в голове, а сложив это в стихотворения, не в силах держать их при себе.

Борис Пастернак  отлично оттеняет неприспособленность, непримиримость, неумение лавировать Мандельштама. Сам Борис - идеальный поэт, способный и творить, и жить в мире с властью и Властелином. Он даже пытается заступаться за Мандельштама, помирить друга с Отцом всех народов, но увы, тщетно. Все его попытки убедить Вождя в безобидности Мандельштама особо ни к чему не приводят, а советы самому Осипу дают обратный эффект.
Хочу сказать пару слов об актере Прохоре Третьякове. До сих пор я его, если честно, не выделяла, даже если и видела. Однако в этом спектакле он раскрылся так, что можно сказать только браво. Пастернак его вкрадчивый, осторожный, с мягким, увещевающим голосом (ах, этот голос!), все его чувства, кажется, под контролем, даже самые сильные. Борис, очевидно, живет от разума, несмотря на все порывы сердца умудряясь не оступиться.

Сталин. Персонаж сложный, и выбор на эту роль Дмитрия Жойдика, несомненно точен. Конечно, ни о каком портретном сходстве речи нет - как нет ее и с остальными героями пьесы. Но здесь это и оправдано: Сталин появляется, фактически, только в формате голоса в телефонной трубке да чьих-то снов, страхов и галлюцинаций, а потому мы. естественно, видим не самого Иосифа Виссарионовича, а лишь представление о нем.

Все два часа спектакля проходят на одном дыхании и в крайнем напряжении что на сцене, что в зале. Антракта традиционно нет, и зрители сидят, замерев, до самого конца - когда жалюзи на окнах внезапно ползут вверх, как бы давая понять, что мы - свободны, все уже закончилось.  После спектакля выходишь в хорошем смысле слова загруженный, уставший и полнй впечатлений. Хочется читать больше, обсуждать и узнавать - прекрасный результат, по-моему.

Напоследок, традиционно, поклоны:
IMG-20210509-WA0008
Фото мое
Tags: отзыв, театр, театр Виктюка, уля
Subscribe

Posts from This Journal “театр Виктюка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments