УникаЛьнаЯ (lenulja79) wrote,
УникаЛьнаЯ
lenulja79

Categories:

"Гроза прошла", театр им. Моссовета

У меня появился новый любимый спектакль, на который я уже сходила трижды и, думаю, это еще не предел :) Спектакль этот - "Гроза прошла" в театре Моссовета. Я смотрела премьеру 9 апреля, потом повторила в мае, и вот - на днях снова не удержалась. После премьеры я писала настоящий, полный, так сказать/ отзыв. В мае уже ничего не писала, ибо - ну подряд все же сложно! А вот сейчас, уже хорошо зная не только текст пьесы (которую читала еще до премьеры), но и спектакль, понимаю, что хочется не только восхищаться, но и просто поговорить.
Причем хочется обсудить, с одной стороны, саму постановку, какие-то ее особенности, а с другой - чисто житейскую историю, написанную Мережковским, характеры этих троих, запертых волей автора в вечном, как мир, любовном треугольнике.
 И да, очень было бы интересно узнать мнение тех, кто видел спектакль!


Фото с сайта театра

Давайте начнем с постановки. Романсы.Спектакль весь пропитан буквально музыкой и поэзией, и это создает восхитительную атмосферу. Романсы на музыку Игоря Карташова, а в качестве текстов - стихи поэтов Серебряного века. И все в них прекрасно. У меня только два момента вызвали вопросы.
Первое - в уста Палицына вложили романс, текст Набокова: "В листве березовой, осиновой, в конце аллеи у мостка..." (на самом деле там, если не ошибаюсь, собраны два стихотворения...).
Так вот, так есть слова "Я думаю о ней, о девочке, о дальней..." и  "Но если встретиться не жданная судьба заставила бы нас, меня бы, как уродство странное, твой образ нынешний потряс. "(с) То есть выходит, что герой любит воспоминание о знакомой ему девочке и одновременно страшится встречи с ней сегодняшней, понимая, что вряд ли ему будет мила взрослая незнакомая, по сути, женщина, отягощенная собственной жизнью, семьей, и прочим жизненным багажом. Однако Палицын, как мы видим, любит совершенно реальную Елену Сергеевну, а была ли она его девочкой... ну, очевидно, нет, ибо сама Е.С. в какой-то момент вспоминает кандидатов в женихи, и никакого Палицына там и в помине нет. Так почему же именно этот романс?...
И второе, в заключительной /для Палицына/ сцене тоже звучит романс, причем текст его идеально подходит к моменту: "Когда я по лестнице алмазной Поднимусь из жизни на райский порог..." (с) Однако мы слышим романс в исполнении соперника Палицына - мужа Е.С. (Игорь Карташов не только композитор, но и исполнитель роли Игнатия Петровича, мужа Елены). Почему, зачем бедного Палицына провожает в последний путь голос Игнатия Петровича?... Я не постигаю... Очевидно, должен быть какой-то режиссерский (?) замысел, и мне очень интересно, в чем он состоял. Пока этот момент просто сбивает меня и это жаль (кстати, в первый раз такого острого эффекта не было - видимо, впечатления не успели как-то систематизироваться на тот момент) .


Фото с сайта театра

Ну и теперь собственно по истории житейской.Как вы находите Елену Сергеевну? Признаюсь, при первом просмотре я, очевидно, под влиянием прочитанных рецензий вроде "красивая, мягкая, умная женщина Елена Сергеевна с ее трагическими метаниями и спазмами души" (с) и личности актрисы (Марина Кондратьева) - удивительно светлой и правильной в хорошем смысле женщины, воспринимала и героиню как страдающую, любящую и разрывающуюся между любовью и долгом... ну и все такое. Изо всех сил искала и находила в ней вот это все. Но к третьему просмотру накипело :) Елена Сергеевна - она же в принципе никого не любит, кроме себя и своих представлений о прекрасном. Мужа-литератора она в свое время выбрала, потому что другой кандидат был "безыдейный" (кажется, так она сказала). Однако пока муж болен, Елена очень мило встречается с Палицыным, буквально в соседней комнате, и "муж догадывается" (с). Конечно, ничего такого, но она не может не видеть, что Палицын влюблен совершенно - так зачем она морочит ему голову? Как ловко сообщает Палицыну, что ей нужны деньги - и заставляет бедного скульптора не только дать денег и провести с ней ночь (мне вообще начинает казаться, что хотела этой ночи больше Е.С., чем Палицын), но и мучиться чувством вины - он же оскорбил свою Прекрасную Даму, дав эти несчастные деньги на спасение ее мужа... Наконец, когда муж уже точно выздоровел, казалось бы - иди к Палицыну! - но она прекращает с ним даже переписку, а когда бедняга является лично, снова бьет под дых - он виноват, она чувствует "отвращение невыносимое"...  Так выходит, что единственный, кто любит Палицына /внезапно/ - его слуга. И именно слуга просит Е.С. помолиться за него - а самой ей в голову такое не приходит, похоже?... Ну, что Палицын, возможно, Е.С. таки любит мужа и действительно просто пожертвовала собой ради спасения супруга? Так тоже вроде нет - она доводит мужа, притворяется " и очень неискусно" (с), позволяя ему каждый раз выяснять правду: как в самом начале о том, что статью не приняли, так в конце - о происхождении тех денег, буквально дразнит его, как-то поверившего было в версию с наследством и живущего спокойно... Впрочем, в конце концов она примиряется с мужем и забывает все свои претензии к нему.
Так, перестала я смотреть на Е.С. как на положительную героиню.

Но как же мне нравится этот спектакль! Это просто жемчужина - небольшой по времени, на сцене Под крышей, бесконечно красивый и неожиданно глубокий. Очень хочется, чтобы он шел еще много-много сезонов, ибо действительно же стоящая вещь!
Браво!
IMG-20210727-WA0018
Tags: отзыв, психология, разное, театр, театр моссовета
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments